ТЕМА «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»
(для родителей (законных представителей) учащихся 1-х классов).
Цель: формирование эмоциональной культуры законных представителей учащихся как составной части психолого-педагогической компетентности.
Задачи:
создать условия для развития психолого-педагогической компетентности законных представителей несовершеннолетних в вопросах влияния эмоций на жизнь человека;
расширить представление родителей (законных представителей) об особенностях эмоциональной сферы младших школьников, о роли положительных эмоций в развитии ребёнка, успешности в обучении;
содействовать развитию коммуникативных навыков при общении с детьми;
способствовать приобретению родителями (законными представителями) практических знаний по развитию эмоций у учащихся.
Ход
- Организационно-мотивационный этап.
- Здравствуйте, уважаемые родители. Рада приветствовать Вас на нашем родительском университете, надеюсь на искренние общение и позитивные эмоции.
Начать нашу встречу хочу с фразы, сказанную одним из героев фильма «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Поднимите руку те, кто согласен с этой фразой. А теперь те, кто хочет, чтобы счастливы были Ваши дети. А сейчас постарайтесь ответить на вопрос, всегда ли Вы понимаете своих детей, их чувства и эмоции?
Предлагаю провести эксперимент и проверить, насколько точно мы понимаем друг друга, своих детей.
На белом листе записано ключевое слово – счастье, это эмоциональное состояние к которому стремится каждый человек. Допишите на листе слова, которые для Вас являются обязательными компонентами счастья. А теперь сравните свои работы с работами Ваших детей.
Организация совместного обсуждения по вопросам.
- Есть ли совпадения в Ваших представлениях о счастье?
- Достаточно ли велик процент совпадений (более половины)?
- Операционно-деятельностный этап.
В ходе нашей работы сегодня постараемся выяснить и понять:
- Эмоции. Что это?
Эмоции - это психический процесс, который отражает личное отношение человека к различным ситуациям
- Как влияют эмоции на жизнь ребенка, его успешность в обучении и что можем сделать мы, родители, чтобы улучшить эмоциональное состояние детей.
Очень важно развивать в себе умение понимать свои чувства и видеть чужие, а также уметь находить нужную форму для их выражения. Не менее важно знать, какие эмоции отрицательно отражаются на нашей жизнедеятельности и стараться их избегать.
- Какие же виды эмоций, могут испытывать наши дети. Для этого заполним схему, используя слова для справок.
Работа в группах.
Первая группа выписывает положительные эмоции, вторая – отрицательные.
Каждая группа представляет результаты своей работы.
Слова для справок: удовольствие, восторг, радость, уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство, злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев, любопытство, изумление.
- Теперь мы точно можем определить, какой вид эмоций испытывает ребёнок, а значит, сможем правильно среагировать и при необходимости помочь справиться с проблемной ситуацией.
- Оказывают ли положительные эмоции влияние на жизнь школьника?
- Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности – игры, учения, труда. Эмоциональная жизнь младшего школьника формирует взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, отношение с одноклассниками и положение в коллективе.
Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональностью. Их восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявления. Они очень непосредственны и откровенны в выражениях радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
Младшие школьники отличаются эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха (по Е.П. Ильину).
Важными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции, а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обращении к ним окружающих.
Учитывая все озвученные факторы, очень важно способствовать созданию положительного настроя у ребёнка уже с самого начала дня, перед приходом в школу.
Попробуйте вспомнить утро, перед тем как ребёнок идёт в школу. Какие эмоции преобладают в это время?
Ответы родителей.
Можно ли эти эмоции изменить, при необходимости, или усовершенствовать? Как формировать положительные эмоции уже в начале дня? С чего начать?
Совместное обсуждение.
На своём индивидуальном рабочем листе запишите выражения:
№ 1 Запрещённые, на ваш взгляд, в общении с ребёнком в семье;
№ 2 Рекомендуемые и желательные в общении с ребёнком в семье.
Родители работают индивидуально на листах.
Сравните выражения, записанные вами, с теми, которые представлены психологами.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Не рекомендуется употреблять выражения:
- Я сотни раз тебе говорил ...
- Сколько раз надо повторять...
- О чём ты только думаешь...
- Неужели тебе трудно запомнить, что...
- Ты такой же, как и твой, (твоя) ...
- Отстань, некогда мне...
- А вот Машенька со второго подъезда...
- Почему мой ребенок такой...
Рекомендуется употреблять выражения:
- Ты у меня такой умный, красивый и т.д.
- Как хорошо, что у меня есть ты.
- Ты у меня молодец.
- Я очень тебя люблю.
- Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается.
- Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро не справилась (помощь по дому).
- Спасибо тебе за поддержку.
Ритуалы, которые нравятся детям:
- Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать.
- Придя из школы, ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
- Все дети очень любят посидеть рядом с мамой и папой.
- На ночь быть заботливо укрытым.
|
Ребенок счастлив тогда, когда он окружен вниманием, заботой любящих его людей. При таких условиях в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смело идти по жизни. Огромное влияние оказывает на ребенка психологическая обстановка, в которой он находится, живет и развивается, эмоциональная атмосфера в семье. Соблюдение рекомендаций психолога будет положительно влиять на развитие эмоционально-волевой сферы учащегося. Способствовать формированию положительного эмоционального фона у Вашего младшего школьника, а значит положительно влиять на его обучение.
Положительные эмоции оказывают большое влияние на жизнь школьника. А самое главное, мы можем способствовать их формированию, соблюдая советы психолога и постоянно работая над собой.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Домашнее задание:
Проанализируйте, сколько раз в день Вы похвалили своего ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман, по 1 спичке за 1 поощрение).
Посмотрите совместно с детьми мультфильм «Смешарики. Эмоции» и обсудите его.
- Уважаемые родители, совместно с Вашими детьми мы приготовили для вас письма. Прочтите их, пожалуйста.
Примерный текст письма: «Мои мама и папа, самые хорошие, добрые, заботливые, умные, интересные, ласковые, красивые, понимающие, трудолюбивые, необычные, сильные, смелые, отзывчивые и т.д.».
Сейчас вы на себе почувствовали, как же приятно получать положительные эмоции, даже от просто приятных слов. Не жалейте их и для своих детей. У Вас всё обязательно получится, главное начать.