Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «Слушая плеск воды»

Дата: 24 июля 2023 в 23:18, Обновлено 28 марта в 17:18
Автор: Шелухо Т. В.

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

«Слушая плеск воды»

 Уважаемые родители!

Ни для кого не секрет, что игры на свежем воздухе не только приносят детям радость, но и полезны для здоровья. К тому же такого рода прогулки, совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.

Мы предлагаем Вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить прогулку на наше замечательный водоём.

Мы надеемся, что совместный поход всей семьёй на природу научит ребёнка понимать её, всматриваться вдаль, принюхиваться к запахам трав и воды, любоваться красотой природы, выражать свои переживания.

Рекомендуем совместно с ребенком обсудить план безопасного маршрута, рассказать ему, что он может увидеть интересного, как следует себя вести в природе.

С собой можно взять: ёмкость для сбора и засушки растений, бинокли и лупу, удочку, раскраски, карандаши, покрывало.

Содержание маршрута:

Остановка «У воды»

Описание: предложите ребёнку посмотреть вокруг, полюбоваться природой, сделать снимки на ее фоне.  Понаблюдайте, как красиво поверхность воды блестит на солнце, что в ней отражается. Обязательно напоминаем ребенку о правилах поведения на природе, вблизи водоема, реки.

Спросите у ребенка:

  • Это река, пруд, ручей, озеро или болото?
  • Уточните, знает ли он, что в реке вода движется быстро, она очень холодная, чистая, а в озере вода спокойная, движется от дуновения ветра.
  • Спросите у ребёнка какая вода в реке, водоёме, можно ли её пить.
  • Как и почему нужно беречь воду.

Остановка «Растения водоёма»

Описание: Находясь на берегу, обратите внимание ребенка на знакомые травянистые и цветущие растения, которые встречаются на водоеме, сочную траву возле воды. Поинтересуйтесь у ребенка, почему трава более густая и пышная вблизи воды. Полюбуйтесь красотой растений, назовите их (ольха, береза, лоза и др.) Посмотрите с ребенком, как растения отражаются в воде.

  • Спросите, какие растения пруда знает ребенок. Обратите внимание на то, как они произрастают: растения с высоким стеблем образуют первый ярус, растения со стелющимися стеблями и не такие высокие — второй ярус, третий ярус образуют мхи. 
  • Расскажите ребенку, для чего нужны растения на озере (это питание для дыхания обитателей водоёма, жильё и защита для обитателей).
  • Понаблюдайте вместе за растениями, послушайте их шелест от дуновения ветра. 
  • Покажите ребёнку траву-ряску, кувшинку, камыши, лилию, рогоз и др. Уточните, почему они водяные растения?  Обратите внимание, что водяные растения   очищают воду, наполняют её кислородом, которым дышат животные водоема.
  • Предложите ребенку собрать гербарий, расскажите, какие растения нельзя срывать, поскольку они занесены в Красную книгу.

Остановка «Птичий берег»

Описание: Расскажите ребенку   о птицах, которых удалось увидеть, об их пользе, о сохранении природы. Обсудите с ребенком как выглядят разные виды птиц: размер, окрас оперения. Понаблюдайте за плавающими и ныряющими утками, легкостью их передвижения, красивым оперением, кряканьем. Обратите внимание, что водоёмы любят лебеди, аисты, чайки. Они лакомятся насекомыми, головастиками, лягушками.

Понаблюдайте за парой лебедей: 

Поинтересуйтесь у ребенка:

  • Какое у лебедей оперение?
  • Какого цвета перья у лебедей?  
  • Посмотрите, как он держит голову?
  • А шея какая?
  • Зачем лебедю такая длинная, изящная шея?
  • Чем питаются эти птицы?
  • На какую цифру похож лебедь?

Остановка «Животные и насекомые водоёма»

Описание: Понаблюдайте вместе с ребёнком за плавающими в воде рыбками, головастиками, лягушками, насекомыми, спросите у них, как они выглядят.  Над водой летают стрекозы, бабочки, комары. Покажите ребенку, как выглядит кузнечик, расскажите, где у него ушки, чем питается, если у него враги и как он спасается от них. Обратите внимание ребенка на летающих над водой и берегом стрекоз, полюбуйтесь их красотой, стремительностью их полета. Расскажите, как выглядит стрекоза, на кого охотится, почему у неё огромные глаза и короткие усики, куда откладывает свои личинки, как происходит превращение личинки во взрослую стрекозу. Спросите у ребенка, как выглядит комар, где у него находится орган слуха, почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему их называют вредными насекомыми?

  • Рассмотрите головастиков, что у них есть (голова и хвостик, глаза и ротик).
  • Расскажите ребенку, почему они все время проводят в воде?
  • Спросите у ребёнка, еще каких животных можно встретить на водоеме?
  • Загадайте ребенку загадки про обитателей водоема.
  • Организуйте наблюдения за животными, покажите ребенку животных и насекомых, которые обитают в водоёме и его окрестностях: жук-плавунец, водомерки, рыбы, лягушки. Поймайте рыбку при помощи удочки, понаблюдайте за ней. 

Уточните у ребенка:

  • Что есть у рыбы? (туловище, голова, хвост, плавники)
  • Чем покрыто туловище рыб? (чешуей)
  • Как рыбы дышат? (при помощи жабр) 
  • Для чего рыбам чешуя? (для защиты туловища)
  • Для чего служат плавники? (помогают хорошо плавать)
  • Как рыбы размножаются? (из икринок)


 

Побеседуйте с ребенком о правилах безопасного поведения на озере:

  • Нельзя заходить или заплывать глубоко в воду.
  • Нельзя плавать в воде без присмотра взрослых.
  • Не ныряй в маленький надувной бассейн.
  • Нырять в воду можно только там, где хорошее дно, достаточная глубина, и где тебе разрешают взрослые, которые должны быть рядом.
  • Нельзя ходить по краю причалов, пирсов, и других мест, откуда можно упасть в воду.
  • Не надо долго находиться в воде, можно сильно замерзнуть.
  • Когда играешь с детьми, запрещено их толкать в воду или удерживать под водой, они могут захлебнуться.
  • Нельзя купаться во время плохой погоды.
  • Не заплывай далеко от берега даже на надувном круге или в жилете – это опасно. Они могут лопнуть ты и начнешь тонуть.
  • Если ты видишь, что кто-то тонет или кому-то плохо, сообщи об этом взрослым.
  • Если ты наглотался воды, замерз, у тебя судорога или просто плохо – выйди из воды!

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

Прочитайте ребенку стихотворения об обитателях :

Ерши

Над речушкою в тиши

Шелестят камыши

А в воде у камышей

Шесть задиристых ершей

Не ершитесь вы, ерши,

Лучше спрячьтесь в камыши.

Вас ершей-малышей

Щука ждет у камышей 

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь.

Как его зовут? (Карась)

Про щуку

У нее длинное тело. Во рту много острых зубов. Охотясь, щуки неподвижно замирают в зарослях и внезапно бросаются на добычу. Щуку - прозвали речным волком, нападает на мелких рыбёшек. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. Щука необходима в любом водоеме.

Для человека лягушки - верные друзья, ведь они поедают множество комаров, и воду в реках тоже они очищают, поэтому человек должен быть для них тоже другом, значит, лягушек надо охранять.

Лягушата

У нас на даче

Есть заросший пруд.

Много головастиков

Летом в нем живут.

Как наступит время,

Крошек-лягушат

Выпрыгнет на берег

Боевой отряд.

Трудно лягушке стать самой собою,

Была она сначала обычною икрою.

Потом головастиком неуклюжим.

Плыла и по речке, плыла и по лужам.

Теперь же красавица-прыгает ловко,

Красивые глазки, язык и головка.

Поиграйте с ребенком в игры, в которых движения выполняются в соответствии с текстом:

 «Озеро»

К озеру мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это– брасс.

Одной, другой – это кроль.

Игра “Мы - водные животные”

Раньше были мы икрою, ква-ква (присели)

А теперь мы все герои, ква-ква (встали)

Головастиками были, ква-ква (руки на голову)

Дружно хвостиками били, ква-ква (руки соединить за спиной)

А теперь мы лягушата, ква-ква!

Прыгай с берега, ребята, ать-два!

И с хвостом, и без хвоста,

Жить на свете красота! (дети прыгают как лягушата)

 

Игра «Жил да был один налим»

Жил да был один налим    Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников

Два ерша дружили с ним    Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь

Прилетали к ним три утки

По 4 раза в сутки                     Руки сложены накрест. взмахи ладонями

И учили их считать:                Разжимать и сжимать кулачки

1,2, 3,4, 5                                  Загибать пальчики, начиная с большого.

Спортивная минутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (садится)

 

Загадайте загадки про обитателей водоёмов:

Круглое и голубое,

До краев полно водою,

Над водою камыши,

Что такое? Подскажи!  (озеро)

Родится с хвостом,

Роднится с прудом,

Как подрастет,

Хвост отпадет. (Головастик)

 Спрятался домик в высокой траве,

В домике этом община живет.

Здесь копошится весь день в мураве

Дружный, кипучий в работе народ. (Муравейник, муравьи)

 

Еле слышно пищит,

А в ушах звон стоит. (Комар)

 

Сел цветок на цветок,

Чтоб испить сладкий сок. (Бабочка)

 

Пасется в зелени скотинка,

Черно-оранжевая спинка,

Питаясь не листвой, травой,

А вредной для растений тлей. (Божья коровка)

 

Зеленый с крыльцами конек,

В лугах пестреющих князек:

Он самый бойкий попрыгун

И самый стойкий стрекотун. (Кузнечик)

 

Ей гладь воды — что нам дорожка.

Бежит по глади долгоножка,

Снует, резвится, воду строчит,

Но тонких ножек не замочит. (Водомерка)

 

Стоит над водой,

Трясет бородой.   (Камыш.)

Пестрая крякуша       

  Ходит вразвалочку,

Ловит лягушек.

Вспотыкалочку.  (Утка.)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.  ( Рыбка.)

Летом в пруду и в болоте

Зеленая квакушка —

Вы ее найдете.

Это, конечно, ... (лягушка).

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её (стрекоза)

На листе витушка-дом,

Чудеса творятся в нем:

Выставляются рога,

Выдвигается нога,

По листу нога ползет

И витушку-дом везет. (Улитка)

По возвращении домой:

  • поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось на прогулке, хочет ли он прогуляться еще.
  • сделайте вместе с ребенком Оригами-лебедя:

 

  • Предложите ребенку слепить лебедя из пластилина

 

 


 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.